От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Там, где все ясно, вставлять в ход истории события, которых никогда не было, очень трудно. В первом, самом узком смысле понятие Тора означает «текст Пятикнижия Моисея», на иврите — Хумаш (мы так и говорим: «посмотри в Торе», т. е. в Хумаше). Или что-то в этом роде. Короче говоря, документ. Понятно, что в первую очередь надо проверить тот источник, из которого я черпаю свои знания.

По дороге в ешиву я продолжал мысленный диалог с моим цензором. Раввин, с которым я занимаюсь в ешиве, преподает нам Тору как откровение Творца мира. Он знает, что Синайское откровение — не плод народной фантазии.

В большинстве случаев за ним скрывается устно-литературное народное творчество. Нашлись люди в Скандинавии, которым идея этого праздника не понравилась. Переехавший в Святую землю рав Соловейчик учился в свое время у своего отца, рава Хаима Соловейчика, пережившего волны Первой мировой войны и революционных смут в России.

Учился рав Ицеле Воложинер у своего отца, раби Хаима, основателя ешивы в Воложине. В том возрасте, когда все еврейские мальчики начинают ходить в хедер, он уже досконально знал все Пятикнижие, так что делать в хедере ему было нечего.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Мы уже в эпохе европейского Ренессанса. Его учителем был рав Ай, умерший в 1038 году. Движемся вспять, против течения истории, — прибываем в Вавилонию. Рав прибыл в Вавилонию в 219 году из Эрец Исраэль. И тот и другой учились у Антигона из Сохо, который в свою очередь был учеником у Шимона-Праведника (Шимон Ацадик), который, как сообщает Талмуд, беседовал с Александром Македонским. Уходящая в глубь веков цепочка поколений ведет нас уже по страницам Танаха.

В практической жизни, а уж тем более в истории, люди привыкли обходиться куда меньшим уровнем достоверности. Так называется сборник, в который входят все книги нашего Танаха, названные христианами «Ветхим заветом», и нечто дополнительное, написанное самими христианами, под названием «Новый завет».

Устная история. Как проводить интервью?

И работать с ним было одно удовольствие. Мы действительно утверждаем, что текст Торы был чудесным образом передан еврейскому народу на Синае. Но кто это видел? Где свидетельства или хотя бы намеки на это событие? Передать другому человеку свои ощущения и сказать — поверь, что это правда, — невозможно. Итак, откуда я знаю, что Тора — это истина?

Он не просто ощущает, он действительно в этом уверен. Впрочем, скептики возразят, что честный вид человека отнюдь не является доказательством истинности того, что он говорит, — и я с ними согласен. От своих учителей, и так далее. Иными словами, знание о происхождении Торы я получил по преданию, по традиции. Вот и ответ! Но по опыту я знал, что он не очень впечатлит таких собеседников, как Изя Надель. Конечно, предание преданию рознь. Все этносы имеют свои традиции, эпос, фольклор, причем ученые давно раскрыли природу происхождения этого фольклора.

Дронова Т.И. (г.Сыктывкар) Легенды и предания о местночтимых святых и поклонных местах Пижемского края (по материалам исследований нижнепечорских староверов-беспоповцев)

Племена и народы склонны идеализировать свое прошлое. T. е. занимаются прямой фальсификацией истории, что, впрочем, является излюбленным занятием всего человечества. Эти занимались фальсификацией сознательно и неудачно. Я не зря обмолвился о том, что кто-то переписывает историю, а кто-то ее сочиняет. Приведу такой пример: в 1991 году праздновалось пятисотлетие «открытия» Америки Колумбом.

Дело в том, что существует древнее сказание, согласно которому норвежские викинги достигли берегов Америки чуть ли не в одиннадцатом столетии. Или еще лучше — высечь надпись на скале (чтобы в будущем под нее отвели специальный зал в Британском музее).

Так медленно, звено за звеном, развернулась вся цепочка передачи еврейской традиции. Но прежде чем приступить к подробному рассказу о каждом звене нашей цепочки, давайте пробежимся по ней, не вникая во все ее детали.

Воложинер означает — из городка Воложин; был еще и такой способ получения имени — по географическому принципу. А ведь с последними связан целый пласт истории европейской культуры. Возвращаемся к нашей еврейской цепочке. По этой цепочке пророков приходим к Илье-пророку (Элияу Анави), а от него дальше — к царю Давиду, о котором известно, что он одинаково владел и мечом воина, и лирой поэта, и пером мыслителя-мудреца.

Вернемся к нашей теме. До сих пор мы говорили о Торе в узком смысле этого слова — как о тексте Пятикнижия, Хумаша. Согласен, о Синайском откровении мы знаем только по преданию, живущему в нашем народе.

Читайте также:

Еще: