Карта кривых безразличия

Б. Кривые безразличия никогда не пересекаются. В. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность, т.е.потребителю безразлично какой набор товаров выбрать.

Карта кривых безразличия (indifference map) — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Эффект замещения — изменение структуры потребления в результате изменения соотношения цен товаров при неизменном реальном доходе. Если в случае снижения цены, эффект дохода отрицательный, а общий эффект положительный, то речь идёт о низших товарах. При различных (допустимых) значениях константы получается семейство кривых, которое обычно именуется картой безразличия.

Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя.

Карта кривых безразличия

Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя. Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары.

Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. Форма кривых безразличия и их наклон в данной точке определяется исключительно потребительскими предпочтениями. Для отдельных товаров в силу их специфических характеристик кривые безразличия могут иметь вид, отличный от стандартного. Кривые безразличия более высокого порядка будут располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной, но MRS будет прежней.

Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будет тем выше, чем в меньших количествах нежелательный товар будет присутствовать в наборе. Более глубокое объяснение поведения потребителя дается при помощи метода бюджетных линий и кривой безразличия. Проблема оптимального выбора набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия.

Все варианты А, В, С, Д имеют одинаковую полезность для потребителя. Любая точка на данной кривой U1 отражает разное количество двух товаров, но в то же время варианты А,В,С,Д имеют одинаковую суммарную полезность. Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров.

Основную сложность в порядковом подходе представляет построение кривых безразличия. Если нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, получим карту безразличия. А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, выражает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

2.2.3.Кривая безразличия и бюджетная линия.

Поведение потребителя зависит от 2 составляющих: рационализм и иррационализм. Однако иррациональная часть поведения, в настоящее время является малоизученной и малопредсказуемой. В связи с тем, что иррациональность сложно систематизировать и оценить, в классической экономике предпочитают рассматривать только рациональное поведение потребителя.

Кривые безразличия и их свойства

В качестве результатов рассматриваются изменения полезности, в качестве затрат — суммы денег, потраченные на покупки. Так как в экономике для анализа используются цифры, то первоначально была предпринята попытка оценки полезности.

Они понимали, что существует субъективность в оценках различных людей, поэтому пользовались методом индукции, рассматривая оценку среднего потребителя. Благодаря кардиналистам была исследована динамика общей предельной полезности. Взамен точной оценке, ординалисты предложили относительную оценку, которая не нуждалась в цифровой оценке полезности. Разделение эффекта цены на эффект дохода и замещения позволяет проводить оценку товаров по отношению к доходу.

На основании таблицы построим кривую безразличия. На первой и второй кривой безразличия показаны по два товарных набора. Графически кривые безразличия этого потребителя будут иметь вид эллипсов. 3- Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров. Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Но могут существовать такие наборы кривых безразличии, которые отличаются по уровню полезности.

Читайте также:

Еще: