imagese-a-kulikov-polagaet-chto-nikolaj-jakovlevich-danilevskij-thumb.jpg

Социологический анализ жизненного цикла системы как объекта управления тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.08, доктор социологических наук Карлова, Татьяна Владимировна

В Библии видны также, хотя и очень смутно, представления о регионах культур. Другие ученые (и таковых ныне большинство) полагают, что не культура — часть цивилизации, а цивилизация — часть культуры.

Данилевским было выработано законодательство по части рыболовства во всех водах европейской части России. Кроме двух названных книг Данилевский напечатал в различных периодических изданиях много статей, частью по своей специальности, частью публицистического характера. Признавая человечество за пустую абстракцию, Данилевский видит в культурно-историческом типе высшее и окончательное выражение социального единства.

Эти обобщения оказываются, впрочем, лишь приблизительно верными, и установленные Данилевским правила представляют столько же исключений, сколько и случаев применения. Россия и Европа» приобрела в России известность и стала распространяться лишь после смерти автора.

Социологический анализ жизненного цикла системы как объекта управления тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.08, доктор социологических наук Карлова, Татьяна Владимировна

Безусловным апологетом её выступал неоднократно Н. Страхов, положительно её оценили К. Н. Бестужев-Рюмин и В. Розанов. Сильное влияние оказал Данилевский на взгляды К. Леонтьева, признававшего его одним из своих учителей. Собственно, ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса.

Махнач Владимир. ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. Предлагаемый курс лекций вызван к жизни многочисленными недоумениями учащихся, с которыми автор сталкивался и сталкивается в процессе преподавания исторических и историко-культурных дисциплин.

Вместе с тем сложившаяся окончательно во второй половине нашего столетия история культур позволяет восстановить многие термины в их семантике, практически не менявшейся веками. Они введены в курс лекций во избежание перегрузки основных глав отечественным материалом, не содержат нового понятийного ряда и без ущерба могут быть опущены. Тем не менее их наличие представляется целесообразным, так как позволяет использовать данный курс лекций в курсах русской истории и истории русской культуры.

Обсуждение лекции

Кто-то подсчитал, что было совершено порядка 600 попыток определить «культуру». Однако через понятие «культура» так или иначе определяются и «общество», «нация», а следовательно, и «государство».

И здесь мы сталкиваемся с ситуацией, что ни 600, ни 60 вариантов описания нам не нужны. Все варианты будут сводиться к двум возможным. В принципе этот вариант описания годился бы, но тогда границы культуры установить невозможно. В советское время бытовало такое противопоставление: материальная и духовная культуры. Да потому, что в полном соответствии с марксистской нормой каждый первый том был посвящен очеркам материальной культуры (естественно: материя же первична!), а второй — очеркам культуры духовной.

Я не представляю себе проявлений культуры бездуховной, как не представляю и памятника культуры или некого культурного факта, который был бы принципиально не материализуем. Для них культура — это среда обитания, формируемая человеком в его жизни. Иными словами, культура — все, что не природа. Можно привести и религиозно-философский взгляд: культура — это то, в чем человек реализует свой со-творческий дар. Религиозно-философский взгляд иногда бывает полезен.

Это ведет к чудовищному снижению вкуса и уровня культуры. Что же такое русская культура — Восток или Запад? Что такое Россия в культурном плане и в плане характера населяющих ее людей — Европа или Азия? На Западе этот вопрос решается просто. Чтобы ответить на такой простой и вместе с тем очень вредоносный по последствиям для нашей жизни и политики вопрос, давайте посмотрим на Азию. А разве есть «Восток»?

Наконец, есть великая восточнохристианская культура (азиатская часть России)

Что общего в культурном облике турка и вьетнамца (вроде бы они оба — азиаты)? Безусловно, француз и иранец будут больше схожи. Значит, никакого «Востока» нет, и понятие «азиатская культура» бессмысленно. Есть великая (или региональная) культура ислама. Есть очень малочисленная и все же самостоятельная великая тибето-монгольская культура (культура северного буддизма, давно ушедшего от своих индийских корней). Таким образом, в Азии насчитывается 5 великих культур.

Сочинение Данилевского, представленное в Академию наук для соискания премии, не было её удостоено. Получив степень кандидата и выдержав магистерский экзамен, он был в 1849 году арестован по делу Петрашевского.

Читайте также:

Еще: