imageskakie-idei-prosveschenija-vyrageny-v-etom-dokumente-thumb.jpg

§ 2. Проблема человека и общества в философии американского Просвещения

Американское Просвещение в корне отличается от европейского. В XVIII веке это значение возросло многократно: просвещение стало рассматриваться как средство исправления человека и общества.

В 1763 году, когда триумфом для британской колониальной политики в Новом Свете завершилась Семилетняя война и Канада перешла от Франции к Британской империи, колонисты праздновали победу. И поэтому уже с 1773–1774 годов речь начинает идти о независимости. В 1774 году в Филадельфии был созван Континентальный конгресс представителей 13 американских колоний, который в итоге стал выступать за полную независимость.

Кстати, эти аббревиатуры сохранились до сих пор. И яркая подпись join, or die, то есть надо объединяться, или мы погибнем. В то время в северных колониях еще не было формального запрета рабства — его начнут отменять как раз в годы Войны за независимость. С самого начала Войны за независимость речь шла об установлении республики, так как важнейшим идеологическим источником Американской революции были, как я уже говорил, идеи Просвещения.

7 июня виргинец Ричард Генри Ли выступил в Континентальном конгрессе с резолюцией о независимости колоний. Например, хорошо известно, что из 28 обвинений против британского короля Георга III исчезло в конечном варианте обвинение в том, что он поощрял работорговлю. В этом нет ничего странного: практически все из отцов-основателей, кроме Джона Адамса, — Томас Джефферсон, Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон — были виргинцы-рабовладельцы. Континентальный конгресс проголосовал за Декларацию независимости уже 2 июля, однако обсуждение продолжилось и 3 июля. Именно тогда, кстати, из текста и было изъято упоминание о работорговле.

В данном же случае он положил начало существованию нового государства. Во втором абзаце объявляются принципы естественного права, на которых основывается легитимная власть, причем нарушение властью этих принципов ведет к утрате легитимности и оправдывает ее свержение. В четвертой части рассказано о неудовлетворительном ответе на выраженные в «самом сдержанном тоне» (most humble terms) обращения американцев к британскому правительству.

Суть политико-правовых режимов в большинстве государств Европы заключалась в неограниченности власти монарха и даже более того — в обожествлении самого принципа властной иерархии. Мы можем увидеть многие из этих принципов в работах Локка, Вольтера, Руссо и целого ряда других европейских и американских философов-просветителей.

Можно привести такой пример: американцы не могли послать своих депутатов в английский парламент и тем самым отстаивать на законодательном уровне свои интересы. Масса других решений английского правительства и парламента в сфере экономики, торговли и управления расценивались колонистами как противозаконные, дискриминационные.

Эти события имели заметный общественный отклик в Европе. И неслучайно именно дата ее принятия — 4 июля 1776 года — стала той датой, которая до настоящего времени почитается американцами как главный государственный праздник — День независимости. Политическая философия документа изложена в четырех простых тезисах. Люди имеют определенные неотчуждаемые права — это жизнь, свобода и стремление к счастью.

Идея того, что в политике, в отношениях между людьми существуют некие самоочевидные истины, является, конечно, глубоко философской и, можно сказать, метафизической. Именно поэтому мы с полным основанием можем говорить, что в этом юридическом документе есть философское содержание. Высшей ценностью является стремление к счастью, а это возможно только в том случае, если человек свободен. Декларация независимости — именно такой переход теории в практику.

§ 2. Проблема человека и общества в философии американского Просвещения

Книга Бернарда Бейлина «Идеологические истоки Американской революции», написанная в 1960-е годы, буквально была переоткрытием реального контекста Американской революции. Но так получилось, что миф имеет право на существование просто в силу всех тех последствий, к которым это мелкое событие привело. Американское Просвещение» — XVIII века представляло собой общественное течение, тесно связанное с национально-освободительным движением и Американской революцией.

Декларация независимости США 4 июля 1776 года — это уникальный политико-правовой документ, который отразил целый ряд положений, сформулированных в политической философии эпохи Просвещения. Впервые в политико-правовом документе была зафиксирована ценность естественных, неотъемлемых прав человека.

Читайте также:

Еще: