imageskakuju-literaturnuju-traditsiju-prodolgaet-pushkin-v-stihotvorenii-pamjatnik-thumb.jpg

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Первый высказал предположение, что Пушкин в «Памятнике» говорит не от своего лица, хвалу ему воздадут «глупцы», и это будет клеветой на его творчество. Сам Пушкин датирует стихотворение так: «1836 авг.21» (эта временная атрибуция заявлена в рукописи поэта). Усилия напрасны и не могли быть иными, т.к. основаны на посылке, что такая форма существует, «зашифрована» в «Памятнике».

Памятник» — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. По мнению литературоведов (в частности, Е. А. Трофимова), идея вознесённости Христа подчёркивается соответствующей семантикой «сказуемости»: «воздвиг», «вознёсся». Залогом бессмертия и универсальным знаменем искупления в данном случае является крест-распятие.

В роли антагониста по отношению к Фаросу-столпу предстаёт маяк универсальной жертвенности, проявляющейся в любви и сострадании. В третьей строфе развивается ключевая связующая тема апостольского служения.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Павшие, милость к которым также является незыблемой универсальной добродетелью — те, кто так и не узрел Свет нетленный. Милость — повторение Христа в его отношении к людям; милость заключается в спасении, наставлении и исцелении словом чудотворным.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. («Пророк», «Поэт и толпа»)

Речь в анекдоте идет не о пустом бахвальстве. Все это понятно в приложении к «Комедии» Данте, но может показаться резким преувеличением, если речь идет о пушкинском «Памятнике». Если раздвинуть завесу восторженных славословий по поводу этого произведения, то обнаруживается, что оно было и остается до сих пор трудным для понимания.

Наш современник, авторитетный писатель, по ходу своих задач столкнувшийся с необходимостью разобраться в пушкинском «Памятнике», не стал скрывать недоумения. Много раньше ту же «неловкость» Пушкина пытались объяснить Гершензон и Вересаев. И на его гордостный «Памятник» он ответил тонкой пародией своего «Памятника». Обе трактовки продолжают свою жизнь в пушкинистике в каком-то отрицательном модусе — с ними никто не согласен, но все цитируют.

Интересные факты о литературе

В нем также фигурирует Державин, но уже как образец для подражания. Написав свое стихотворение «Лебедь», Державин почувствовал своего рода угрызения совести и желание оправдаться перед читателями. Честнее было бы признать, что его «нескромность» есть свойство органическое и этим отталкивает читателя. С кем же говорит поэт? Вопрос мучительный и всегда современный». С. Бочаров начал свою статью с того момента, где остановился в нерешительности О. Мандельштам — с рассмотрения стихотворение «Мой дар убог …» как «Памятник» Баратынского.

В сравниваемых стихотворениях есть совпадение в двух важных словах

Тем не менее, при отсутствии внешней темы и классических признаков, по внутренней теме своей это истинный «памятник», можно сказать, неклассический». Для чего, с какой целью предпринято это противопоставление?

Первым из них у Пушкина вводится пафос перечисления биографических, поэтических, гражданских заслуг, «пафос заслуги и служит обоснованием «памятника» — классический признак этого вида стихотворений».

Потому-то и схватывается легко стихотворение Баратынского, что ни по чувству, ни по форме его поэтического выражения оно не расходится с нравственным чувством читателя

А.Б.). Пушкин адресуется к «народам», «языкам», «Руси великой», Баратынский — к возможному будущему читателю. Пушкинское «душа в заветной лире» совмещает в себе бессмертие личное и поэтическое. У Баратынского — «душа моя// Окажется с душой его (потомка) в сношеньи» — акцентируется не бессмертие, а способность стиха передать неповторимое бытие их автора, контакт душ автора и читателя.

Заметим, однако, что столь же лапидарного определения сущности пушкинского «Памятника» в статье не дается, хотя оно и требуется по логике сопоставления. Возможно и другое — даже филигранный анализ хоть и ключевых, но все же только двух слов в пушкинском случае недостаточен. Это внутреннее целомудрие и сдержанность, так выгодно отличающее поэта от иных авторов, громко предъявляющих свои права» (10, с.136).

Традиционно в научной и публицистической среде стихотворение называется по первой строчке: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Представим себе, что мудреца спросили о Пушкине и его «Памятнике». Версия М.П. Алексеева примечательна не только сама по себе, но и как «научное» оформление внелитературных соображений в пользу того, что «Памятник» не предполагался к печати. Но ведь сравнение предполагает в первую очередь поэтов — современников Баратынского, из которых единственный, кто «громко предъявил свои права» — Пушкин.

Читайте также:

Еще: