imagestuchki-nebesnye-vechnye-stranniki-stepju-lazurnoju-tsepju-gemchugnoju-thumb.jpg

Тучи (Тучки небесные, вечные странники

Вот знаменитое стихотворение Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники! Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания». Дактилическая рифма — Дактилическая рифма разновидность рифмы, при которой ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов. Пример Тучки небесные, вечные странники! Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные».

Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Мчащиеся вперед тучи, подгоняемые ветром, сравниваются с душевным состоянием лирического героя стихотворения, также не знающего до конца, куда его занесет судьба.

Безусловно, это стихотворение является не только гениальным творением М.Ю. Лермонтова, но и прекрасным произведением русской классической литературы. Факты и выводы, приведенные в данной статье, будут полезны ученикам 6 класса при написании конспекта или сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»».

Себя ли Лермонтов узнает в явлении стихии, о себе ли думает, глядя на небо? Свою ли судьбу и жизнь он видит в бытии стихийного явления? Но – в случае с таким поэтом, как Лермонтов, это стихия познает себя в мировоззрении и мироощущении человека. И явления стихии в мировоззрении поэта являются теми, чем они и должны быть? Они и впрямь – «вечные странники».

Лермонтов М — Тучи (стих.чит. И.Андронников)

Больше никто не знает о них этого. А тучам важно, чтобы о них кто-то знал то, что о них знает Лермонтов. Или стихия познает себя в поэтах? Только тот единственный, кто узрел этот бунт в абсолюте, если даже вообразил его. Потому что сам абсолют об этом бунте и не подозревает. Тучи – это плоть от плоти дети абсолюта. У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями.

Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…» (по воспоминаниям В.А. Соллогуба). Тучи цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт словно подчёркивает связь природы и человека. Смысл этого сравнения заключается в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта.

В последней строфе герой отрицает свою первоначальную мысль о том, что тучи – изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять. Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. ТУча мглОю нЕбо крОет..

Этому стихотворению и посвящён наш урок.

Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов. Они – вне времени и вне событий.

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой.

На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора.

Стихотворение было написано в 1840 году, в Петербурге, где Лермонтов гостил у друзей перед своим вторым отъездом на Кавказ. Стихотворение, состоящие из трех строф, состоит из двух основных частей, сосуществующих друг с другом на основе развернутого сравнения.

Стихотворение М. Лермонтова «Тучи» на немецком языке — Комментариев нет

Он спокоен, одинок и свободен, но он понимает, что это временное и кажущееся спокойствие. Мотив одиночества и бесприютности сочетается с мотивами тоски и любви к Родине, которая не готова ответить лирическому герою ответной взаимной любовью. В стихотворении присутствует два плана: это мир идеальный – мир природной гармонии и красоты, а также мир человеческий – мир несовершенства и страстей. Лирическому герою хочется вырваться из своего несовершенного мира в мир природы, но он понимает, что это возможно сделать, только пройдя через смерть.

Запись на прием к специалисту Центра

Анализируя «Тучи» Лермонтова, можно отметить, что в этом стихотворении используется большое количество разнообразных средств создания образной выразительности. В первую очередь это эпитеты: «степь лазурная», «милый север», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные». Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний.

Образные средства

Ак. наук.. М. И. Михельсон. И когда Лермонтов видит лазурную степь в небесах, он знает, что земля и небо созданы в одно мгновение; и существовать они будут на протяжении одинакового времени. Это холодная, безразличная стихия, может, больше не желает быть таковой?

Но Пушкин знает о стихии что-то только свое, только Пушкину открытое: «В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила». Лермонтов будто узнал о том, что в пределах абсолюта совершено «преступление».

Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лиричес­кого героя и судьбы «вечных странников» — тучек. Стиль его — романтический, жанр — соединение элегии с романсом. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы.

Читайте также:

Еще: