imagessekuljarizatsija-tserkovnyh-zemel-pri-ekaterine-2-kratko-thumb.jpg

Секуляризация церковных земель

Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (так называемая секуляризация). На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество.

Пункты» Мелиссино были изданы Бодянским в «Чтениях Общества Истории и древностей» (1871, кн. 3, смесь). Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами. Для монастырей, кроме подчинённых Киевскому митрополиту (поначалу), составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 монастырей, разделённых на 3 класса по уровню содержания.

В русском языке термин «секуляризация» обычно используется для процесса экспроприации церковных земельных владений и прочей церковной собственности в пользу государства. Впервые термин «секуляризация» был применён в XVII веке и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление.

Уже в XIV—XV веках Джон Уиклиф и Ян Гус требовали секуляризации, а в XVI в. светские феодалы поддержали Лютера. Святейший Синод в первом же своем докладе просил возвратить управление церковным имением духовному ведомству, и в 1724 году монастырский приказ превратился в синодальную камер-контору. Все церковные вотчины переходили в ведение государства.

Кроме того, часть земель монастыри получали от жертвователей по завещаниям на помин души. И в данном случае нарушалась последняя воля умерших. Первым открытым противником изъятия церковных земель стал митрополит Ростовский Арсений (Мациевич).

Заключенный в тюрьму Арсений продолжал обличать светские власти и саму императрицу. Арсения обвинили в политической неблагонадежности и расстригли. В 1772 году в Ревельской тюрьме митрополит Арсений заболел и скончался. Наиболее серьезные попытки к ее реализации предпринимал Петр I. Однако реальным актом секуляризация стала лишь в эпоху «просвещенного абсолютизма».

Секуляризация церковных земель

К тому же оплот монархии, дворянство весьма сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом пополнение запаса казенных земель для новых пожалований. Между тем церковные земли вследствие особой природы церковного землевладения были не отчуждаемы.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии. Крестьяне, проживающие в указанных имениях, перепоручались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем именовались «экономическими крестьянами».

https://youtu.be/NE6K_ewOp5A

Епархии разделялись на три класса, их содержание назначалось в зависимости от наделённого класса. По донесению Святейшего Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих.

Секуляризация (история)

Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные приношения, либо за счёт расположенной около обителей земли, обрабатываемой монахами собственными силами. Таким образом, в Великороссии оставалось всего 387 монастырей. С 2000 года почитается в чине священномученика).

Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских уставов. Определённое реформой финансовое содержание штатных монастырей было зачастую слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии.

Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть. В эпоху Реформации прошла масштабная секуляризация в Западной Европе. На соборе 1503 года, с ведома Василия III, «начат старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились своим рукоделием».

Сказывают, в Калязине Макар чудеса творит, а мужик был сельской»). Такими отзывами он дал повод сомневаться в своем православии и сопоставлять его полемику против монастырей осифлян с полемикой жидовствующих. Волоколамский монастырь продовольствовал в голодные годы целые округи с десятками тысяч населения, и за это, как и за строгость жизни и красоту богослужения, пользовался народной любовью. Для государства дело секуляризации затруднено было тем, что церковь явно высказалась против него: поэтому оно пошло крайне медленно.

Идея секуляризации церковных владений постоянно маячила в России чуть ли не с начала XVI столетия. Все это, вместе взятое, повлияло на принятие Екатериной II нового решения: в конце 1762 г . меры, останавливающие секуляризацию, были объявлены временными. Он был арестован и доставлен в Москву. Последствием секуляризации было значительное сокращение числа монастырей и их «укрупнение» (монашествующие из закрытых монастырей переводились в ближайшие действующие).

Читайте также:

Еще: