imageskontseptsija-v-ramkah-kotoroj-preuvelichivaetsja-izmenchivaja-storona-istiny-thumb.jpg

Проблема истины в философии познания

1997, № 2; Микешина Л. А., Опенков М Ю. Новые образы познания и реальности. Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной философии. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными. Он ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности.

Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе». При характеристике агностицизма следует иметь в виду, что, во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог выразить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения.

Применение разработанных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. На деле практически невозможно при построении теории полностью отвлечься от человека и его вмешательства в природу, тем более в общественные процессы. Характерной особенностью познавательного процесса конца XX в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.

Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Особенности последнего определяются тем, что оно, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные.

Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и что эта «добавка» — не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания.

Если в «первозданной» природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный осознанный характер (хотя бывают и исключения). Основной принцип названной работы — принцип «антроподицеи» — оправдание человека в творчестве и через творчество. Осмысленное существование — это существование в истине, достижимое им на путях спасения (бегство от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, политикой и т.п.

Они являются как бы скачком в познании объекта, прерывом непрерывности в развитии мышления. Многие великие творцы науки подчеркивали, что нельзя недооценивать важную роль воображения, фантазии и интуиции в научном исследовании. Учет возможных модельных образов, возникающих в компьютерном пространстве научного познания, является важной и новой задачей гносеологических исследований.

Все шире распространяется убеждение в том, что познание не запрограммировано автоматически на успех, на истину. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Проблема взаимосвязи теории, знания (в том числе и философского) и практики — одна из важнейших в работах Чернышевского.

Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Такой подход неизбежно приводит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно «мыслящий») в определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины. Так, например, материализм XVII-XIX вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Гольбах, Спиноза, Фейербах, Чернышевский и др.) хотя и исходил из этого положения, но не проводил его последовательно.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» — знание и «logos» — понятие, учение, т.е. учение (понятие) о знании. В разработке своих проблем, в развертывании собственного концептуального содержания гносеология должна «выжимать» последнее в виде «квинтэссенции» из всех своих названных и других источников.

Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. 1 См.: Порус В. Н. Эпистемология: некоторые тенденции //Вопросы философии. 1 Борн М. Физика в жизни моего поколения. Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трасформации идеала «ценностно-нейтрального исследования».

Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов. Системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, постепенно начинают определять облик современной постнеклассической науки. А это требует новой методологии их познания.

И ценность человека, по его мнению, определяется прежде всего творческой активностью его действия — в том числе и в сфере познания. Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.

Читайте также:

Еще: