imagesploschad-sobora-sv-petra-lorentso-bernini-v-literature-thumb.jpg

Площадь Святого Петра в Ватикане с фото и картой

Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайолонадгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Купол Пантеона покоится на круговой стене, в которой отсутствуют окна и входы за исключением лишь одной двери. Сооружение имеет высоту соответствующую его ширине.

Замысел Браманте для купола собора Святого Петра (1506 год) наследовал большую свою часть из решений купола Пантеона. Массивная стена, что присутствует в Пантеоне, была облегчена Браманте путём устройства в ней оконных проёмов и использования перистиля.

Замысел Сангалло, в подтверждение которого сохранилась внушительная деревянная модель купола, основывался на опыте обоих предшественников. Он понимал значимость как устройства кессонов в Пантеоне, так и внешних каменных рёбер во флорентийском соборе. Сангалло усилил и расширил перистиль Браманте в группу арочных упорядоченных проёмов вокруг основания с устройством второй такой аркады вторым ярусом над первой.

Церковная скульптура и декор

Микеланджело переконструировал купол в 1547 году, учитывал и сохранил часть ранних наработок. Но уже в 1585 году новый папа Сикст V назначает ответственными за постройку Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана. Джакомо Делла Порта привнёс в неё несколько незначительных изменений, но при этом было сделано и одно значительное отступление.

На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощиАндрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.

Микеланджело умер в 1564, успев закончить барабан купола и столбы Браманта, которые были выполнены намного более крупными, чем планировалось. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. Также как в проектах Браманте и Сангалло купол поднимается от колонн на барабане.

Читайте также:

Еще: