imagesv-proizvedenii-ukazyvaetsja-pjat-obschestvenno-ekonomicheskih-formatsij-thumb.jpg

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЭКОНОМИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

2 Восток и Запад Сколько цивилизаций было в истории? Общественно-экономическая формация. Цивилизационный подход к истории. В чем состоят основные различия между теорией формаций и теорией цивилизационных волн развития общества? Мир Востока и мир Запада — в чем принципиальные различия? Есть и другая точка зрения. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.

Таким образом, мы можем определить цивилизацию как социальную и культурную общность людей, опирающуюся на единую систему основных духовных ценностей. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЭКОНОМИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

Согласно ей, культура представляется вместилищем всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА

В заключение еще раз подчеркнем, что понятие «цивилизация» очень широко используется сегодня, и не только в научной литературе, посвященной изучению всемирной истории. В чем состоит главная трудность исторического познания?

РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

Каковы основные черты локально-циклического подхода к общественно-историческому развитию? Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций? Выделите общие черты и укажите различия. Когда мы употребляем выражения «вести дела цивилизованно», «цивилизованные страны», какой смысл мы вкладываем в понятие «цивилизация»?

В рамках формационного подхода используются понятия «базис», «надстройка», «способ производства». В чем ответы учеников совпадут, а чем они будут разниться? Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории». Возможна ли встреча миров? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Общество и природа, общество и культура, критерии прогресса. Своего рода мостом между Западом и Востоком стала византийская цивилизация.

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ

Так, Индия стала «жемчужиной в короне Британской империи». По оценкам А. Тойнби, из более чем 20 когда-либо существовавших цивилизаций «живых» осталось 7—8. О. Шпенглер, как вы помните, выделял в истории всего восемь культур.

Многие отказывали в этом статусе Древнему Риму, считая его измененной формой древнегреческой цивилизации. Каждое из них охватывает не только отдельные народы, страны в определенные исторические эпохи, но и крупные межнациональные объединения — цивилизации.

Так, Тойнби писал о христианской, исламской, буддийской и других цивилизациях. Эту же мысль развивал и немецкий философ К. Ясперс (1883—1969), утверждая, что полярность Запада и Востока «сохраняла свою жизненность на протяжении веков». Лишь у подножья престола Божия В день Страшного суда. В чем же состоят различия между Востоком и Западом? Социальный мир стран Востока и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами.

«ВЕК БЕЗУМНЫЙ И МУДРЫЙ»

Внутри групп складываются, как правило, отношения поддержки и солидарности, в то же время между группами возможны противоречия и конфликты. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную иерархию (от греч. hieros — священный и arhe — власть, иерархия — расположение частей от высшего к низшему). Ярким примером этого может служить уже упоминавшийся кастовый строй в Индии. И поныне в индийской деревне каждый знает свое место и обязанности.

Установки человека на коллективную солидарность и неизбежность иерархического устройства общества влияют на отношение к труду и богатству. Этот взгляд поверхностен и неточен. Не случайно восточные города во всем мире славились производимым в них фарфором, шелком, оружием. На это повлияли не только религиозные ценности, но и представление о богатстве как постоянной величине.

К примеру, в Китае древние тексты и сегодня рассматриваются как источник знания и мудрости. Из курса истории вы знаете, что в древности и Средневековье восточные государства были преимущественно деспотиями. С одной стороны, деспотизм власти, ее покровительство высшим классам рождали в общественном сознании представление о «неправедных» властителях, с которыми необходимо вести борьбу.

ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

К примеру, в Индии таким царем считался Викрама. Каждое из этих обществ имело неповторимые черты и выступало самостоятельной социокультурной общностью — цивилизацией. О том, как формировались эти черты в различные исторические эпохи, мы поговорим более обстоятельно в следующих параграфах. Мы помним, что одной из идейных основ восточного мировоззрения стало представление о едином мировом порядке, который распространяется в равной мере на все сущее, включая человека.

Хаос (от греч. chaos — разверзаюсь) — это бесформенное состояние мира, зияющая пустота, в которой все зарождается и все исчезает. Это порождало страх смерти, которая была равносильна погружению в зловещую пучину.

В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос, противопоставив ему упорядоченный мир — космос. И этот организованный мир не может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. В-третьих, из представления о первоначальном несовершенстве мира вытекало то, что древние греки называли «архе» — воля, властвование, и не только над природой. В противовес восточной идее ненасилия стала утверждаться идея неизбежности «силовой» истории.

Учитель предложил ученикам два задания: дать характеристику средневековой европейской цивилизации и указать основные черты феодальной общественно-экономической формации. Спустя века, уже в условиях индустриального общества, эта установка стала играть решающую роль в развитии общества и обеспечила научно-техническое, экономическое и военное могущество Запада.

Читайте также:

Еще: