imagesukagite-kakoe-literaturnoe-mesto-rossii-nerazryvno-svjazano-thumb.jpg

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЭКОНОМИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

В то же время все теснее К.С.Аксаков сближается с Ю.Ф.Самариным. Это отразилось в проекте освобождения крестьян, изложенном в «Путешествии из Петербурга в Москву», и в некоторых отдельных его высказываниях. В статье «Несколько слов о нашем правописании» (1846 г.), К.С.Аксаков вновь рассматривает влияние Запада на Россию и соотношение национального и общечеловеческого. В русском же народе были и сохранились свои собственные начала, но только в простом народе.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Революционные выводы Радищева находились в прямой связи с бурными событиями его времени: американской и французской буржуазными революциями и крестьянской войной под предводительством Пугачева.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЭКОНОМИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

В замечательной по глубине философской мысли и революционному пафосу оде «Вольность» (1781—1783) Радищев открыто провозгласил идею насильственной революции. Главное содержание оды заключается в описании тех бедствий, которые несет народу монархическая власть, и в провозглашении закономерности и справедливости народного восстания. Вольность» — это гимн свободе и революционной силе народа. В начале «Путешествия» автор излагает причины, побудившие его написать эту книгу, и цель, которую он при этом преследовал.

В главе «Любань» говорится о помещике, на которого крестьяне работают шесть дней в неделю, в главе «Вышний Волочок» — о «рачительном» хозяине, ограбившем своих крестьян и переведшем их на «месячину». Это те самые «сочувственники», о которых говорит Радищев в своем посвящении-предисловии. Из среды самого народа появились бы великие мужи, и в новом обществе не стало бы места угнетению человека человеком. Представление Радищева о возможности победоносной крестьянской революции было утопичным, не мог он избежать и противоречий в своих взглядах.

Объективно его теория заключалась в требовании наиболее полного и решительного уничтожения феодально-крепостнических отношений, феодальной формы собственности. Но надежды Радищева на реформу и «просвещенного» монарха были гораздо слабее, чем убеждение в необходимости и неизбежности насильственного уничтожения крепостничества, а вместе с ним и самодержавия.

Но ни арест, ни тяжкий путь в Сибирь не сломили великого творца «Вольности». Я тот же, что и был я буду весь мой век: Не скот, не дерево, не раб, но человек! Живя в далекой илимской ссылке, Радищев не прекратил литературной деятельности. Самой значительной работой этого периода был философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Но и здесь Радищев продолжал свою литературную деятельность.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ

Ранние русские просветители 60—80-х годов XVIII в. поставили крестьянскую проблему в центр внимания русского общества. Ещё семилетнему Константину приснились «площадь Красная и Минин // Весь в цепях перед Кремлем».

Из Москвы К.С.Аксаков уезжал редко и с неохотой. В год окончания К.С.Аксаковым университета (1835 г.) появляется его первая публикация — отрывок из драмы в стихах «Олег под Константинополем». Предисловие к ней написал В.Г.Белинский, назвавший автора «человеком с необыкновенным поэтическим дарованием».

В ней был поставлен целый ряд важных вопросов, на которые 20-летний автор пытается дать однозначные ответы. Полагая, что «в языке живет бесконечный дух народа», он находит в нем «первую ступень народности». Для русских же «неестественно», «насильственно» и «смешно» говорить на чуждом языке, «передавая свои мысли».

Такая последовательность не случайна, ибо первое сознание народа, по К.С.Аксакову, проявляется именно в искусстве, в народных песнях. Он не отождествляет понятия «нация» и «народ». Пытаясь обосновать необходимость «истинной народности», имеющей «великое всегдашнее значение», К.С.Аксаков выступает как против «квасного» патриотизма, так и против космополитизма.

Предметом сознания становится весь бесконечный мир общего, человеческие интересы наполняют народ и находят в нем свободное выражение. Плодотворность развития российской словесности К.С.Аксаков видит в ослаблении французского и усилении германского влияния.

С осени того же года, после переезда последнего в Петербург, они уже не встречались. В.Г.Белинский свое последнее резкое письмо К.С.Аксакову написал 28 июня 1841 г. Тот не ответил. Шла работа над диссертацией, продолжалось увлечение немецкой философией, так что даже А.И.Герцен в «Капризах и раздумьях» (1843 г.) выступил против аксаковского почитания гегелевского формализма.

Он уверен — «много глубокой мысли лежит и теперь в началах жизни народа» и в нем «является только то, что необходимо и существенно, глас народа — глас Божий». Поэтому, важное значение имеет поэтическое творчество К.С.Аксакова этого периода. Значит, подвиг этот «свершон в неправде», и на этом великом деле лежит «печать проклятия».

Методическое пособие для участников конкурса «Человек в истории. Россия ХХ век»

В стихотворении «Поэту — укорителю» (1845 г.) К.С.Аксаков вновь выражает веру в преображение русской жизни, в соединение всего народа в одну великую семью, в возрождение силы покаяния. То есть в этих стихах К.С.Аксаков выражает мысли и чувства, вполне созвучные тем, которые оппоненты уже два-три года называли «славянофильскими».

К.С.Аксаков исходил из положения, что «вопрос литературы… Поэтому в магистерской диссертации по филологии рассматривалась русская история, в основу изучения которой была положена философия истории Гегеля и его «закон двойного отрицания». Нам представляется, что содержание диссертации не вмещается в рамки такого общего заключения. Обоснуем своё несогласие с вышеприведенными оценками, которыми отнюдь не исчерпывается перечень упрёков в адрес диссертанта.

Автор далек от космополитизма («жалкого усилия создать сферу в самой себе ложную и потому всегда далекую от действительности»). Для К.С.Аксакова (в диссертации) «дело Петра» — это «дело отрицания чистого, но необходимого, не мертвого, а плодотворного в общем развитии».

Для К.С.Аксакова несомненно, что «русский крестьянин есть лучший человек в русской земле». В своей «стороне» К.С.Аксаков «при единстве убеждения» не отрицает «оттенков» и «различий». В начале 1839 г. в отношениях между К.С.Аксаковым и В.Г.Белинским уже была заметная холодность. До 1848 г. К.С.Аксаковым нигде не была изложена концепция исторического развития России за исключением магистерской диссертации. Новый этап в развитии освободительных идей в России связан с именем Радищева — первого русского революционного мыслителя, прямого предшественника дворянских революционеров — декабристов.

Читайте также:

Еще: