imagespochemu-rasskaz-starosvetskie-pomeschiki-imeet-takoe-okonchanie-thumb.jpg

Николай Гоголь «Старосветские помещики

Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. В ней Гоголь высмеивает чиновников и помест­ное дворянство. В феврале 1852 г., чувствуя приближение своей смерти, Гоголь сжёг ненужные черновики и бумаги. Вернувшись в Россию, Гоголь читал главы поэмы в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

На мой взгляд, эта немудрящая повесть — один из самых трогательных рассказов о любви. Мы привыкли связывать это чувство с буйством страстей, переживаниями, страданиями, ревностью и т.д. Вспомним, в скольких романах невозможность иметь детей становится трагедией для женщины, разрушает семью. У героев этой повести не было детей. И это не стало трагедией. И не разрушилась жизнь от этого, не стала Пульхерия Ивановна несчастной женщиной, горюющей о своей несостоявшейся судьбе.

Работу над вторым томом Гоголь начал предположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франции и, главным образом, в Италии

Не в один день ушли. Но как трогательна и глубока печаль Афанасия Ивановича по ушедшей подруге. Он ничего не изображает, он пытается жить, соблюдая привычный уклад. Но без нее в этом уже нет смысла, нет теплоты. В то время я ее, честно говоря, не слишком понял – в детстве больше увлекала чертовщина «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Вия», героика «Тараса Бульбы». В «Старосветских помещиках» есть только легкий налет мистики, но в общем-то, это скорее вопрос мировосприятия автора.

Нет в их образах ничего ни вопиюще негативного, ни назидательно-положительного; нет и яркого трагизма, противоречивости. Там человек жил и был готов умереть за свое дело – а здесь смерть приходит просто так, незваная, в счастливый дом, наполненный покоем. У каждого в мире свое место и своя судьба. Боль потери – страшное свидетельство бывшей любви, и как ярко отражается в ней истинная сила чувства! И пример, приведенный Гоголем, совершенно верен и характерен – истинная любовь не нуждается в показной страсти, в пафосных словах и театральных жестах.

В СССР и современной России заглавие «Похождения Чичикова» не используется

Вот и живут они, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, казалось бы живут как два бегемота по самые уши погрязшие в болоте обыденности, взяком, теплом, пованивающем, но родном. И Гоголь оставляет читателей перед этим противоречием. Очень лиричное и трогательное произведение. Разные пустяки, наполнявшие жизнь этих стариков, а по тем временам возраст их был уж весьма почтенным, и простое любование светом божьим — всё, всё умиляет и оставляет в состоянии доброты и смирения.

Это ли не счастье, это ли не мечта — гармония и расстворение в ней без остатка..

И знают уловки своих мужей так же, как знала их жена Афанасия Ивановича, когда тот ходит, жалуясь на боль в животе, чтобы покушать кислого молока или жидкого узвара с сушеными грушами.

Больной, состарившийся, он умер в 1852 году. «Знаю, — говорил писатель, — что мое имя после меня будет счастливее меня…» И он оказался провидцем

Всегда испытываю трепет при описании милых домиков и быта в деревне, особенно прошлых веокв. Трогательное произведение, милые сттарички помещики. Это наглядный пример жизни в гармонии с окружающим тебя миром, расстворение в нём, приносящее то самое умиротворение. Николай Васильевич Го­голь родился в 1809 году в семье небогатых помещиков. Н.В.Гоголь получил обра­зование в Нежинской гимназии высших наук (1821-1828), где проявился его интерес к лите­ратуре и живописи, а также ак­терский талант.

В этот период Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Го­голь считал себя учеником и последователем А.С.Пушкина. Еще большее признание принес Гоголю его сборник «Миргород» (1835), в котором он изобразил тихую жизнь старосветских помещиков. Важное место в творчестве Гоголя занимает цикл «Пе­тербургские повести». Особое значение имеет повесть «Шинель» (1841), в которой он выразил протест против социальной несправедливости и защитил «маленького че­ловека».

В после­дующие годы он неоднократно возвращался на родину. Он жил в Италии, Франции, Германии. В поэме все социальные слои крепостной России представлены страшным миром поме­щиков и чиновников — всех, кто живет «на счет… Ненавистному царству помещиков и чиновников Го­голь противопоставил свою любовь к России и веру в русского человека.

Мертвые души» Гоголя — связующее звено между творчеством А.С.Пушкина и творчеством писателей-реалистов второй половины века. Гоголь ввел в литературу критическое направление. Гоголь прожил недолгую, трудную жизнь и хорошо знал беды и несчастья своего народа. Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору.

Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица.

Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы.

Его опять отводят в церковь. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги. Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, но сохранилось несколько глав в черновиках.

В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. 9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Гоголь, подобно Данте Алигьери, предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова.

Еще в детстве, лет в 11, увлекшись творчеством Гоголя, заставил себя прочитать эту повесть – тогда еще по диагонали. Последние годы своей жизни Н.В.Гоголь прожил оди­ноко. Поэтому и хорошо всем было в их старом доме. Аура любви обволакивала. Гоголь к концу 1851 г. закончил второй том «Мёртвых душ», по мнению автора и его слушателей, — шедевр.

Читайте также:

Еще: