imagesrusskij-hudognik-avtor-kartiny-hristos-v-pustyne-thumb.jpg

Христос в пустыне (картина Крамского)

Христос в пустыне» — это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью…,- продолжает художник, — она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». У Крамского было несколько предложений от желающих приобрести эту картину — в частности, от Козьмы Солдатёнкова и от Академии художеств. Христа в пустыне» Крамской обдумывает целое десятилетие. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками.

Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне.

Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим её суровым ландшафтом.

Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя.

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться“, — писал Крамской Васильеву.

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии. Но первым, кому он назвал свою цену — 6000 рублей, был Павел Третьяков, который тут же приехал и купил картину для своей коллекции, которая впоследствии составила основу Третьяковской галереи.

А? Есть от чего рехнуться… Вот он и завопил! На нём должно было быть изображено поругание Христа после судаПонтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. Да и сам Павел Третьяков в другом письме Льву Толстому отмечал: «Более всех для меня понятен «Христос в пустыне» Крамского. Я считаю эту картину крупным произведением и очень радуюсь, что это сделал русский художник…».

Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого. Большое значение картины «Христос в пустыне» в истории русской живописи признаётся и зарубежными искусствоведами. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 292—293. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал».

Крамской. «Христос в пустыне»

В 1860 году в Лондоне на выставке в Королевской Академии художник Уильям Дайс среди прочих работ выставил небольшую картину «Муж скорбей». Низко склонив голову, Христос погрузился в размышления.

Христос был изображен художником на фоне знакомого британцам шотландского пейзажа, прописанного с большой тщательностью. Это отвечало его идее сделать Спасителя близким зрителю с помощью понятного и знакомого ландшафта. В этом смысле пятидесятилетний художник разделял идеи символического натурализма «Братства прерафаэлитов». С союзом молодых английских художников он познакомился незадолго до написания картины.

Англия. 1848 год. В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». Так как в своих художественных поисках они ориентировалась на дорафаэлевскую эпоху, на искусство Раннего Возрождения и фламандцев, то и название себе дали соответствующее. Ведь они жили в эпоху индустриализации, научно-технического прогресса и социальных революций, которые не могли не касаться талантливых и мыслящих художников.

Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. В этом они выигрывали. Дело в том, что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, вместе с тем уничтожил религиозное искусство в Европе. В 20-30 годы XIX века в Британии в среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи, христианского искусства и религиозного сюжета.

Но создавали их совсем не для церкви, как было в эпоху Возрождения, а для частного пространства. В каком-то смысле критики были правы. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Их увлекала Библия в качестве источника драматических сюжетов, человеческих судеб и исторических перипетий. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм.

Впрочем, критика им была и не страшна. 1857 год. Иван Крамской, учащийся Императорской Академии художеств, получил за свой рисунок малую серебряную медаль. Он отметил это событие с товарищами в своей съемной квартире и так положил начало регулярным четверговым встречам после вечерних занятий. Вокруг Крамского быстро сложился круг молодых художников, которые на своих встречах вместе рисовали, читали вслух, обсуждали работы друг друга и происходящее в искусстве.

Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. По словам самого́ Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. Конечно, Крамской далеко не первым в русской светской живописи обращается к теме выбора пути и к образу Христа. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Читайте также:

Еще: