imagesispolzovanie-nar-instrumentov-iz-ustnogo-nar-tvorchestva-thumb.jpg

Использование устного народного творчества в развитии речи детей

5.1. Виды устного народного творчества. 5.2. Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах. 7. Анализ работы по ознакомлению с устным народным творчеством детей младшего возраста.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа.

Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные (16, стр.26). Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» — писал К.Д. Ушинский.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Поэтому, важен комплексный подход при решении вопроса развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий). Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.

Именно через него люди вступают в общение с другими людьми. Содержательная основа диалога в дошкольном детстве — словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребёнка, совместный рассказ сверстников.

Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь местных (хохломской, городецкой, семеновской росписи). Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах (8, стр.31). Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей

В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе (16, стр.27). Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает».

Использование малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста

Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» (3, стр.122). Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику (12, стр. 42-44).

Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Читайте также:

Еще: