imagesborovikovskij-ekaterina-2-na-progulke-v-tsarskoselskom-parke-thumb.jpg

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке

В. Боровиковский. В портрете нет привычных для парадного изображения атрибутов власти. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке.

В 1827 году Николай Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского, которая имела большую популярность. Этот портрет, в отличие от большинства известных парадных изображений императрицы, не был ею заказан.

В начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашней обстановке — в такой манере написан и портрет Екатерины. Хотя художник часто видел Екатерину на прогулке, императрица была написана не с натуры — в её одежде позировала её камер-фрау Марья Саввишна Перекусихина.

Владимир Лукич Боровиковский, «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», «Портрет М.И. Лопухиной»

Она не выкупила портрет, он оставался, судя по всему, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870), а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко.

Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов.

В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика). Она вышла с посвящением Николаю I и была куплена вдовствующей императрицей Марией Федоровной. В XIX часто делались копии и с гравюры, и с портрета — именно тогда, спустя двадцать лет с момента своего создания он обрел популярность.

Она получила широкую известность в Европе и лестные отзывы Парижа и Лондона. В новой технике портрет стал более параден и официален. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (1836) — встреча Маши с императрицей в Царскосельском парке (в котором, кстати, прошло отрочество лицеиста-автора).

Описан второй вариант портрета — с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы.

Художник представляет ее в виде созерцательницы, совершающей прогулку в сопровождении своей любимой левретки и предающейся размышлениям на лоне природы. Государыня изображена не в дворцовом интерьере, а среди густой зелени парка, ее одежда подчеркнуто неофициальна. Движения и жест, которым она указывает на Чесменскую колонну, воздвигнутую в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774), сдержанны и величественны.

Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом человеческой характеристики. В эпоху сентиментализма впервые в императорском портрете появляются нотки камерности, интимности. Эти настроения ощущаются и в окружающем пейзаже, и в новом облике самой государыни.

Живопись XVIII в.

При этом поза Екатерины полна достоинства, движения и жест сдержаны и величественны. Художник в своем портрете воспевает жизнь человека среди естественного окружения, открывает природу как источник эстетического наслаждения.

Возможно, именно этот портрет подсказал А.С. Пушкину заключительную сцену повести “Капитанская дочка”. В ней — характерная примета нового стиля эпохи — сентиментализма. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).

Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского.

Он «удостаивался чести» писать с натуры Екатерину П. Одним из таких портретов является «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Екатерина II (1729–1796) изображена в соответствии с идеалом сентиментализма. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка.

Читайте также:

Еще: