imagesasimmetrichnost-informatsii-v-rynochnoj-ekonomike-privodit-k-vozniknoveniju-thumb.jpg

Асимметричность информации на рынке и проблемы ее регулирования

Именно отрицательный отбор, который наблюдается на рынках с асимметричной информацией, приводит к вытеснению высококачественных товаров товарами низкого качества. Формы, в которых проявляется влияние асимметрии информации на рынок, многообразны. Тем самым рынки качественных товаров находятся под угрозой и могут исчезнуть. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе.

Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других. Если одни лица используют сигналы, соответствующие благоприятной информации о них, то их соперники будут вынуждены раскрыть свою информацию, даже если она не настолько благоприятна. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации.

Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные. На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма.

В настоящее время становится всё более очевидным, что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Не будет преувеличением сказать, что все рынки характеризуются той или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта степень мала, в других – наоборот, значительна. Условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации.

Каковы причины и сущность асимметричности информации? Какие проблемы возникают в связи с неравномерностью распределения информации? Какие меры могут приниматься для снижения асимметрии информации? Мы сталкиваемся с асимметричностью информации каждый день, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а также предлагая свои услуги. Существует два типа асимметрии информации — скрытые характеристики и скрытые действия.

Есть блага, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут обладать скрытыми дефектами, которые обнаружатся только в процессе эксплуатации. Но существует и третий тип благ, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации.

Второе обстоятельство заключается в том, что наличие асимметрии информации создает возможность для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. В ряде случаев асимметрия информации может стать причиной формирования рыночной власти продавцов. Получение информации связано для покупателя с дополнительными затратами.

Конечно, причиной тому – не только асимметрия информации. Асимметрия информации служит источником ценовой дискриминации. От асимметрии информации страдает не только потребитель. Например, авиаперевозчик- монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Сказанное является иллюстрацией того, что асимметрия информации оказываетт существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования.

Асимметрия информации в экономических процессах

Неблагоприятный отбор – такая ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов. Известно, что новый автомобиль обычно теряет значительную часть своей рыночной стоимости в тот момент, когда покидает место продажи. Это снижение цен укрепило первоначальное решение владельцев хороших машин не продавать их, в результате чего на рынок подержанных машин стали поступать только автомобили с дефектами.

Действительно, бездефектные машины редко появляются на рынке подержанных автомобилей, если отсутствуют какие-либо внешние причины (например, вынужденная продажа машины в связи с отъездом за рубеж). Разъяснение Акерлофа укрепляет наше интуитивное предположение о том, что физическая амортизация не является единственной причиной резкой разницы в ценах на новые и подержанные автомашины.

Производственная функция и неопределённость информации

Следовательно, страховые договоры заключают в основном те, кто более подвержен опасности. Чтобы получить минимальный страховой взнос, люди скрывают некоторую информацию о себе. Именно нездоровые люди склонны к страхованию, поэтому их доля в общем количестве страхующихся велика.

Доля нездоровых людей ещё больше возрастает, что опять увеличивает цену на страховом рынке, и так далее до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь одна категория. Моральный риск – это такое поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией.

Другая проблема – это неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьёзные деформации в поведении продавцов и покупателей. Особенность такого рынка состоит в том, что продавцы имеют преимущества в обладании информацией над покупателями.

Читайте также:

Еще: