imagespraktika-primenenija-amnistija-i-pomilovanie-v-ssha-thumb.jpg

Амнистия и помилование в Российской Федерации

Комиссия вправе изложить в представлении мнения ее членов о желательности применения акта помилования к осужденному. Он может распространяться на все стадии привлечения к уголовной ответственности, потому что помилование не связано с основаниями привлечения к ответственности и осуждения. Законодатель должен запрограммировать дальнейшее абсолютное право просить о помиловании осужденного и дальнейшее абсолютное право власти на осуществление акта помилования.

На «Абрамкинских чтениях» выступила судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. Вопрос об институте помилования сегодня стоит на повестке дня в связи с тем, что на официальном уровне обсуждается возможность принятия закона о помиловании.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

С этим я согласиться не могу. Конечно, помилование в нашей социальной и правовой реальности не решает эти проблемы, но, безусловно, может служить их решению. Это подтверждается тем, как человеческое сообщество — и не только сиюминутно — представляет себе цели помилования. Можно утверждать, что никто не отрицает гуманистическую направленность института помилования, но объективно эта гуманность имеет определенные, издавна признававшиеся основания.

Современные проблемы, связанные с институтом помилования, состоят в том, что этот институт у нас деградировал полномасшабно. Если в 1999 году было помиловано более 7800 за год, то в 2014 году эта цифра упала до двух человек. Актуальность этой темы связана и с рядом дефектов, обнаруживающихся в его практике и ограничивающих само существо института помилования.

Наиболее распространенным — в аудитории и юристов, и не-юристов — оказывается мнение, что большинство помилованных — это лица, которые подвергнуты такому наказанию, как лишение свободы. И удивление вызывает, что это не так. На лишенных свободы приходится только 30% милуемых. И не решает других задач, которым может служить институт помилования.

Поставлен, в том числе, вопрос о необходимости законодательной регламентации помилования. Я думаю, что это в какой-то мере проявление нашей общей болезни, состоящей в необоснованной надежде на то, что приняв какой-то федеральный закон, мы решим проблему.

Однако в действительности и нормы о деятельности комиссий, и их решения реализуются отнюдь не как рекомендательные. Рекомендательные нормы названных актов не могут ограничивать никаким образом право осужденного реально ходатайствовать о помиловании именно перед президентом России.

Хотя в то же время он не настоял на том, что помилование не может приводить для помилованного к худшим результатам, чем он имел бы в плане своей уголовной ответственности, если бы не был помилован. КС указал, что акт помилования сам по себе, как гуманная акция, ни в каких случаях не может нарушать права человека. Я говорю о том, чего нельзя допускать при применении помилования, и это могло бы стать содержанием возможного законодательного регулирования.

Единая политика помилования может заключаться только в призыве соблюдать общеправовые принципы при освобождении от наказания. Надо сказать, что практика применения помилования показывает, что в реальной нашей жизни оно распространяется в основном на осужденных за деяния средней тяжести.

Однако с введением таких условий для помилования нельзя согласиться – в силу конституционного закрепления неограничимого права ходатайствовать о помиловании. В действующем положении о комиссиях по помилованию, утвержденном указом президента, однако, также перечислены деяния, на которые помилование обычно не должно распространяться.

Потому что, когда человек не признает вину и неопровержимыми доказательствами его невиновность не опровергнута, невозможно считать, что этот человек виновен. Если рассматриваются проекты законодательной регламентации помилования, то все усилия должны быть направлены на то, чтобы сформулировать, какие условия недопустимо выдвигать при помиловании.

Государственное прощение: амнистия и помилование

Кроме него самого, и другие лица не лишены права обратиться в его пользу к верховной власти с ходатайством о помиловании — иное ограничивало бы ее исключительное правомочие. Акт помилования не отменяет состоявшееся судебное решение по поводу признания лица виновным. Помилование ориентировано на другие обстоятельства. Особые обстоятельства, относящиеся к конкретному случаю, могут обнаружиться в любой момент, и послужить основанием для помилования.

Проект Указ Президента Российской Федерации О внесении изменения и дополнений в Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.)

Это может стать и знаком для законодателя, который уполномочен корректировать такие ситуации. Вывод из всего сказанного: требуется большая осторожность при обсуждении предложений о принятии особого федерального закона о помиловании и, тем более о его содержании.

Экспертное заключение о правовом смысле института помилования

Или можно сказать проще, законодатель должен сформулировать, какие ограничения в праве на обращение о помиловании являются недопустимыми. Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

7) в первом абзаце пункта 5 слова «в территориальный орган уголовно-исполнительной системы» заменить словами «в комиссию». 17) Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Конституция Российской Федерации упоминает термин «помилование» в трех главах. В главе 4 «Президент Российской Федерации» закреплено одно из полномочий главы государства осуществлять помилование (п.«в» ст.89).

Просьба о помиловании может служить отправной точкой для рассмотрения вопроса о помиловании конкретного человека, но может и не быть таковой. Институт помилования возник задолго до появления самого понятия «права человека».

И в этом смысле помилование может диктоваться политической целесообразностью. В некоторых государствах помилование было правовым образом отграничено от амнистии и получило конституционное закрепление. Новый этап развития институтов амнистии и помилования связан с вышедшим в 1903 году в царствование Николая II Уголовным Уложением.

Читайте также:

Еще: