imagesvytjanutye-treugolnye-znachki-vydavlennye-na-glinjanyh-tablichkah-thumb.jpg

Под белыми парусами

И тогда родилась мысль соединить эти паруса, вооружить ими корабль. Так поморы научились строить кочи — однопалубные суда с вёслами и парусом. Позднее появились треугольные «косые» паруса. Но даже, если судно идёт полным ветром и работают все паруса — надо быть начеку! Последней попыткой весла спорить с парусом было гребное судно — галера. Правда, тяга у такого паруса намного слабее.

Придумать и построить корабль — не просто. И я, наконец, решил сам написать книгу об истории судостроения. Не успели мы походить по морю час-другой, как ветер усилился, поднялись волны и нас стало заливать. Вот тогда-то мне впервые и пришла в голову простая мысль, что прежде чем научиться пересекать моря, люди, наверное, долго держались у берега и платили за это своими жизнями. Да и само искусство строить морские суда рождалось тоже долго и трудно.

Такая лодка не опрокинется. И люди начали плавать. Другие так и не привыкли к морю, третьи разделили свои привязанности между сушей и прибрежным плаванием. И только одно было общее у первых мореходов, одного у них было вдоволь — отваги. А там впереди, вдалеке, в небе — еле заметные, как облачка, белые зубчики — вершины неведомой земли — Америки.

Под белыми парусами

А потом новая буря разметала оставшиеся суда. «И носило меня, Семейку, по морю всюду неволею и выбросило на берег за Анадырь-реку. Закружились белые мухи. Снег! В один час лето зимой обернулось.

Но земной шар велик и, как уже было сказано, люди везде, во всех краях света, с незапамятных времён учились преодолевать морские просторы. Руля не было — вместо него на корме устанавливались широкие вёсла. Гребцами были рабы — пленники, захваченные во время войн, которые то и дело вело каждое из египетских царств.

Пышно одетые придворные и важные, молчаливые жрецы замыкают процессию. Они приближаются к стоящему около причала кораблю и замирают. Корпус — вытянутый, нос и корма круто загибаются вверх. Борта для прочности обвязаны плетёным канатом. А ещё придумали укреплять у самой воды на носу заострённое, окованное бронзой бревно — таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло.

Известно, например, что они первыми вышли в океан за пределы Средиземного моря и там, на западных берегах Африки, основали свои города-колонии. Но для этого пришлось вёсла расположить в несколько рядов, а гребцов посадить в несколько ярусов. Посадили в него солдат и гребцов, которые изображали рабов, прикованных к скамьям. Корабль отошёл от берега и… беспомощно закрутился на одном месте. Оказалось, что триера — неважный мореход и ходко идёт только в хорошую погоду.

Вокруг света под водой

Но ведь были древние народы, которых судьба поселила на далёких островах в южных и северных морях. Что за судёнышки строили они и как плавали? Лучшими в древнем мире навигаторами были жители Тихого океана — полинезийцы и мореходы севера Европы — викинги. Такое судно вмещало до двухсот воинов и могло перевезти с острова на остров небольшое племя со всем скарбом и даже с домашними животными. Вот так, если верить полинезийской легенде, проходило одно такое плавание.

Я вижу впереди длинное белое облако! И снова Эйрик поддался гневу и натворил бед, но бежать из Исландии ему пришлось уже в неизвестность. И Лейф решился: он собрал дружину таких же отважных воинов, как и сам, они взяли с собой женщин и детей, взяли скот, еду и воду в кожаных мешках.

Ведёшь и каждый раз приводишь точно к нужному острову? Белые стены кремля отражаются в жёлтой воде. Один берег повыше. Но там никто и не ждёт нападения — команда съехала на берег, кто остался — в панике бросается в воду. Доплыть бы до пристани раньше, чем уткнутся в неё носы стругов!.. Историки уверяют, что те сняли с «Орла» пушки, а сам корабль завели в речную протоку, где он ещё долго стоял, пока не разрушились, не сгнили борта и палубы.

Сложнее всего, если нужно двигаться против ветра. То вправо, то влево поворачивает корабль — как лыжник, взбирающийся на гору «ёлочкой», — и медленно продвигается вперёд. Увидели добродушных китов и хищных акул, столкнулись с плавающими льдами и неподвижными цепочками белых коралловых островов.

И верно: они похожи на птиц, легко скользящих в голубом небе. Увы! Лёгкость плавания на паруснике обманчива. Особенно искусно разукрашивались нос и корма. На носу обычно устанавливалась фигура, изображающая голову фантастического зверя или женщину, выплывающую из вод морских.

Так в XV веке появились каравеллы — они были быстроходны, хорошо слушались руля. Каравеллы были достаточно надёжны для океанских плаваний и стали участниками самых знаменитых географических открытий.

Таких не видел. Люди как люди. Только кожа темнее. Но король так топнул на них ногой, что мастера разбежались и принялись поспешно строить корабль. А когда учёные и моряки внимательно осмотрели его, то всё стало ясно: «Васа» не мог не опрокинуться — он был неправильно построен. Нарушено было и ещё одно правило, которому должно отвечать каждое хорошо построенное судно: оно должно быть разделено внутри на водонепроницаемые части — отсеки.

Первые паруса были прямыми, похожими на квадратную доску, — они хорошо тянули корабль вперёд только при попутном ветре. Эти паруса так и называли «прямыми». Нельзя быть сразу и самым быстрым, и самым сильным, и самым красивым!

Читайте также:

Еще: