imageshose-ortega-i-gasset-etjudy-ob-ispanii-thumb.jpg

Ортега-и-Гассет

Хосе Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Испании. В издание вошли сочинения двух испанских классиков XX века — философа Хосе Ортеги-и-Гассета и писателя Пио Барохи. Книга известного испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Миссия университета» входит в число классических работ по идее университетского образования.

Эта книга входит в серию Universitas, издаваемую по инициативе Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. Однако у этого правила есть и исключения.

Вернувшись из Германии, Ортега энергично включается в культурную и политическую жизнь испанского общества

Поскольку университет сыграл и, надеемся, еще сыграет свою выдающуюся роль в жизни стран и народов, мы можем обнаружить устойчивую традицию в обсуждении темы: идея, или миссия, университета.

В ряду авторов, которые приняли участие в обсуждении, мы обнаруживаем имена Ф. фон Гумбольдта, К. Ясперса, М. Хайдеггера и многих других известных философов, социологов, педагогов. В чем причина неослабевающего внимания философов к теме «Идея университета»? Ибо, как утверждает Ортега, прошлое, которое с нами, входит в проект нашей будущей жизни как предел. Какую идею несет в себе университет? В понятии «университет» мы также можем расслышать и другую коннотацию.

Предполагалось, что человек в конце концов может жить и без истины, что его отношения с истиной внешние и случайные. Сейчас, утверждает Ортега, становится ясным, что жизнь без истины не приспособлена для ее проживания.

Чтобы адекватно воспринять и это положение, и предлагаемый текст, посвященный миссии университета, нам необходимо попасть в контекст, в котором подобные высказывания возможны. Первичное знакомство с текстами Ортеги-и-Гассета показывает, что при всей внешней простоте текстов основные интенции его философии достаточно нетривиальны. Данное предисловие и служит задаче дать несколько реперных точек, которые бы позволили, с нашей точки зрения, более адекватно воспринять этот текст человеку, незнакомому с другими текстами философа.

Учеба у Когена и Наторпа, знаменитых неокантианцев, явилась для Ортеги своеобразной «инициацией», посвящением в мир философии

Эволюция его философских взглядов описывается историками философии как движение от неокантианства к феноменологии и экзистенциализму. При этом надо учитывать, что Ортега обладал незаурядным и самобытным философским умом и его трудно вместить в привычные, традиционные рамки школьных представлений.

Такого рода свойствами обладает и предлагаемое сочинение «Миссия университета». Чтобы точнее воспринять текст, нам необходимо несколько ближе познакомиться с биографией философа, временем и, хотя бы кратко, с его философией. Его отец — Хосе Ортега Мунилья был писателем, публицистом, редактором литературного раздела газеты «El Imparcial» («Беспристрастный»).

В Испании традиционно первая фамилия ребенка от отца, вторая от матери. Год он обучался в университете Бильбао, затем три года в Мадриде. В 1904 году он защищает докторскую диссертацию «Ужасы тысячного года: критика одной легенды». С 1908 года Ортега преподает философию, а в 1910 получает кафедру метафизики в Мадридском университете и работает там вплоть до 1936 года. Это самый плодотворный и творческий период жизни философа.

В 1945 году он возвращается в Испанию, но в условиях франкистского режима ведет жизнь «внутреннего эмигранта». Время, в которое жил философ — это время войн и революций, время массовых движений и реакционных, фашистских и тоталитарных режимов. Для Ортеги это время выступало в особой перспективе — испанской. В истории Испании особое место занимает 1898 год — поражение Испании в войне с США, утрата страной последних заморских колоний.

Свою философию Ортега называл рациовитализмом или философией «жизненного разума», противопоставляя се как рационализму, так и интуитивизму

У меня болит Испания» — фраза, высказанная известным испанским писателем и мыслителем Мигелем де Унамуно, определила центральное переживание целого поколения. Должна ли Европа быть моделью для Испании или она выбирает свой самобытный путь? Ортега сам себя называл европейцем. В словарях философию Ортеги называют «рациовитализм», однако сам он не соглашался называть свою философию подобным образом из-за нежелательной коннотации термина витализм с биологизмом.

Нуразизова МашаЯ учусь уже на втором курсе на специальности философия, но смогла понять что же такое философия только после того как прочитала статью Хосе Ортеги-и-Гассета

В центре его философии — погруженный в историческое становление человек. Центральным философским концептом философии Ортеги является понятие «жизнь». С другой стороны, именно понятие «жизнь» Ортега наделяет статусом «радикальной реальности». По существу, посредством данного понятия Ортега кладет начало разработке проекта неклассической рациональности.

В сборник вошли две основополагающие для творческого наследия Хосе Ортега-и-Гассета работы — «Дегуманизация искусства» и «Бесхребетная Испания». Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет — один из самых прозорливых европейских мыслителей XX века; его идеи, при жизни недооцененные, с годами становятся все жизненнее и насущнее. Ортега окончил иезуитский колледж и в пятнадцать лет поступил учиться в университет.

Читайте также:

Еще: