Тем более что результаты занятий Сальери с Бетховеном впечатляют. Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена был Антонио Сальери. К нему Сальери и готовил своего ученика. У Сальери Бетховен научился многому, в том числе и драматической композиции. В 1816 году Мейербер, следуя совету Сальери, посетил Италию, и там к нему пришло признание. Итак, учениками Сальери были Бетховен, Шуберт и Лист. Даже одного из этих трех имен было бы достаточно для того, чтобы войти в историю.
Бетховен брал у Сальери уроки вокального письма с 1793 по 1809 год. Впрочем, сохранились и инструментальные сочинения композитора с правкой Сальери. Позже он так отзывался о Бетховене: “Этот ничему не научился и ничему не научится”»{222}. Кстати, задача это была весьма сложная, так как ученик постоянно спорил по поводу самых основополагающих, по мнению Сальери, моментов.
И он написал «Фиделио» (Fidelio), начав работу над ним в 1803 году. Тогда опера не имела успеха, однако потом она была переделана, и успех пришел, причем немалый. После этого Бетховен проникся, наконец, уважением к Сальери, признав его правоту во многих вопросах.
Свою признательность учителю Бетховен выразил тем, что посвятил Сальери три скрипичные сонаты. Если разобраться в причинах конфликта, то выяснится, что в основе была не личная неприязнь Сальери к Бетховену, а весьма принципиальные соображения.
Жесткая позиция Сальери выглядела достаточно правомерной; ведь он заботился не о собственной выгоде, а о сборах в пользу музыкантских вдов и сирот»{232}. Основным был сам Бетховен, а Сальери дирижировал группой ударных. Как видим, даже являясь композитором с европейским именем, Сальери «не гнушался выступать на вторых и третьих ролях, если считал, что дело того заслуживало»{235}.
Бетховен встречался с ним с удовольствием и даже много лет спустя после прекращения занятий, будучи известным композитором, продолжал считать себя учеником Сальери. Правда, к итальянской легкости вокального письма он отнюдь не стремился и ей у Сальери не научился. Борис Кушнер в своей статье «В защиту Сальери» с полным основанием утверждает: «Бетховен рассматривал Сальери как одного из своих учителей»{237}.
Но как же все-таки прилипчиво клеймо, повешенное когда-то на Сальери А. С. Пушкиным! Зависть к Моцарту порядком отравила жизнь Сальери. Композитор в зените славы и расцвете творческих сил стал сочинять только музыку для церкви. Вот уже два десятилетия Сальери отдавал свой досуг молодежи.
В частности, после 1791 года Сальери написал как минимум 12 опер — этот факт очень легко проверить, было бы желание. Для Кремнева, зацикленного на том, что Сальери — сугубо отрицательный персонаж, это совершенно неважно. К сожалению, сочинения таких вот Кремневых в СССР издавались огромными тиражами и именно по ним читатели формировали мнение о тех или иных исторических персонажах. Талант Франца Шуберта, родившегося в 1797 году, Сальери разглядел, когда тот еще мальчиком пел в придворной капелле.
Антонио Сальери. 1802 г.
Сальери заинтересовался Францем и попросил придворного органиста Ружичку обучить его “секретам basso continue”. Кстати сказать, сохранилось немало ученических композиций Шуберта с замечаниями и правками Сальери. Характерно, что Шуберт посвятил учителю пять песен на стихи Гёте. <…> И это несмотря на то, что Сальери не одобрял тяготения своих учеников к немецкой песне»{241}.
А Сальери, просмотрев партитуру этой мессы, сказал, что счастлив иметь такого ученика. Шуберта Сальери встретил ласково. Это было новое искусство, хотя и созданное в прошлом столетии. Не показать же написанное в конвикте Шуберт не мог. Ведь именно оно было своим, вылившимся из души. С кем другим поделишься сокровенным, как не с учителем, любимым и уважаемым. С особенной неприязнью относился Сальери к песням Шуберта.
Моцарт и Сальери. Художник В. Л. Фаворский
Семья была не в состоянии оплачивать обучение и пансион Франца, и Сальери не только сам занимался с ним бесплатно, но еще и учредил для него стипендию. Подумать только: не будь Сальери, мы никогда не узнали бы музыки гениального Шуберта!»{244}.
Музей Антонио Сальери в Леньяго
В это время Сальери давал юному Ференцу не менее строгое обучение музыкальной теории; он учил его читать партитуры анализировать музыкальные произведения, а также правильно писать. Лист быстро приобрел особое умение в чтении оркестровых партитур и вскоре легко играл на фортепиано с первого взгляда.
Важно еще раз отметить, что Сальери учил Бетховена, Шуберта и Листа бесплатно, «ни крейцера за уроки не брал. Что за чушь некоторые мелют — мол, отравитель, злодей! Он уже «был близок к полному отчаянию, из которого его вывел Сальери, питавший большую симпатию к молодому композитору.
Как отмечает Адольф Жюльен, «Мейербер не брал уроки у Сальери, он получал от него советы и после разговора с ним решил отказаться от исполнительства, чтобы посвятить себя сочинительству. Это шло против мнения Сальери, но точно так же верно и то, что именно его мудрый совет, даже в перевернутом виде, имел результатом те красивые работы, которые мы теперь знаем»{249}.
Моцарт и Сальери. Художник М. А. Врубель. 1883 г.
Сальери не оставил мальчика без внимания. Особенно хотелось бы отметить, что ни в одном из блестящих талантов, воспитание которых ему было доверено, Сальери «не видел угрозы для своей карьеры. И если он не одобрял в своих учениках отклонений от тех идеалов, которые сам исповедовал, то именно потому, что был убежден, что на пути к этим идеалам учеников ожидают высшие достижения»{251}.
Кстати, эмигрировавший в 1981 году в США журналист и переводчик Азарий Мессерер с полным основанием написал, что Шуберт «просто обязан Антонио Сальери своей карьерой. Сальери признал в Шуберте редкий талант. И не пытайтесь быть и тем и другим одновременно. В результате «регулярное общение с Сальери пробудило в Бетховене желание написать оперу»{224}. Сальери создал Бетховена как великого музыканта, и Бетховен признал это»{238}. Уроки с Сальери становились всё чаще. И всё продолжительнее.