imagesliricheskij-geroj-v-stihotvorenijah-borisa-nikolaevicha-bugaeva-thumb.jpg

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

В 1904 году выходит первый поэтический сборник Андрея Белого «Золото в лазури». Тема Родины в текстах Ю. Шевчука. В 2000 году Государственный музей А. С. Пушкина открыл филиал – «Мемориальную квартиру Андрея Белого» (см. ).

Ему принадлежат поэтические сборники “Золото в лазури”, “Пепел”, “Кубок метелей”, “Урна”, “Королевна и рыцари”, “Звезда”. В кризисном состоянии оказалась и страна, в которой они живут, и вся мировая история.

В нескольких сферах одновременно протекает жизнь героев: бытовой, служебной, деревенской и городской. Творчество Андрея Белого имело огромное влияние на последующее поколение русских поэтов и писателей. Следы воздействия поэтики Белого можно без труда обнаружить в произведениях советских прозаиков Б. Пильняка, А. Веселого, И. Бабеля, М. Булгакова. В советские годы увидели свет такие прозаические произведения Белого как “Котик Летаева”, “Москва”, “Крещеный китаец”, “Маски”.

Белый вовсе не отрицал роли и значения реализма. И точка такого совпадения есть основа всякого творчества, по Белому. В его творчестве как бы нет тверди. Тема родины всегда волновала Андрея Белого. Мои «народнические» стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад… Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление.

2. ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ А.БЕЛОГО

Поэт не вступает в спор с историей, он лишь констатирует факт гибельного положения страны. Весь сборник “Пепел” исполнен чувством соучастия в страдании. Пройдет около десяти лет, и в год революции Белый напишет гениальное стихотворение “Родине”, в котором заклинательные интонации целиком будут обращены в будущее.

Поразительна внутренняя рифма: “Россия — мессия” в последней строфе. Именно в российской жизни Белый видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества. Он видит перед собой картину слома эпох. И этот слом он изобразил выпукло, глубоко и основательно в своих мемуарах.

Особенности поэзии А. Белого

На рубеже двух столетий”, “Начало века” и “Между двух революций” — лучшее, что написано Белым после “Петербурга”. Вместе с В. Брюсовым Андрей Белый стал одним из создателей теории символизма в Рос­сии. Основные мотивы книги раскрываются в образе ее ге­роя, некоторые черты которого связаны с внутренним миром самого поэта, его мироощущением, взглядами на жизнь и искусство.

Во многом именно от него берет начало традиция библейской символики в поэзии символистов. Эсхатологический характер ранней лирики Белого проявил себя и в символике излюбленного белого цвета — цвета апокалипсиса. В ду­ховном развитии Белого начинается новый период. Арго­навт», мистик, автор одного из самых зашифрованных в рус­ской поэзии сборников стихов, Белый оказался в гуще со­бытий, повлиявших на углубление и обострение противо­речий в его сознании.

Мотив страдания, образ страдающего поэта, одушевлен­ного страданиями родины, России, и сопричастного ей, — ведущий в «Пепле» и «Урне». Поэт ищет новые пути, разрушая по­этику раннего символизма, вводя в свою лирику новые темы и образы, над которыми возвышается образ страдающей России, заброшенной в неведомые пространства.

Важнейшие творческие достижения этого периода — изданные в 1909 сборники стихов Пепел и Урна.

В теме страдания оно находит свое самовыражение, наследуемое поэтом, несмотря на изменения тем, проблем, образов. Потерпев крах в этой попытке, он с головой уходит в увлечение антропософией — «наукой тайного знания».

Исчезни в пространство, исчезни,

Однако влияние Н. В. Бугаева на сына оставалось, тем не менее, необыкновенно сильным. С 1914 по 1916 Белый живет в Дорнахе, швейцарском местечке, где под руководством и по проекту Штейнера силами антропософов из разных стран возводился Храм Духа («Иоанново здание», или «Гетеанум»). В послереволюционные годы Андрей Белый работал в различных учреждениях культуры, выступал с лекциями, преподавал в Пролеткульте.

Эти строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии:

Многое из написанного в то время так и осталось при жизни Белого неопубликованным, в том числе стихотворный сборник «Зовы времен» (1931). А. В. Лаврова, Дж. Малмстада. СПб.; М.: Академический проект, Прогресс-Плеяда, 2006. Лавров 1988 – Андрей Белый: Хронологическая канва жизни и творчества / сост. А. В. Лавров // Андрей Белый: Проблемы творчества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Особенности стихотворных произведений А. Белого, его разработки в стиле символизма. Антиномия хаоса и порядка в художественных поисках поэта, важнейшие творческие достижения этого периода. Специфические признаки начала ХХ века в культурной жизни России, характеристика новых направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Особенности и главные мотивы творчества известных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.

Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Слияние жизни, веры и творчества в произведениях поэтов-символистов. Образ Мечты в поэзии В. Брюсова и Н. Гумилева.

Родился он в Москве. Первая книга Андрея Белого — «Драматическая симфония» — вышла в свет в 1802 г. Она была написана ритмической прозой. В 1909 г. появляется «Пепел» — едва ли не лучшая книга его стихов, посвященная памяти Некрасова. С первых своих шагов в литературе Белый — символист, поклонник философа-идеалиста Вл. Соловьева. Враждебный материализму идеалист-неокантианец в основе своих взглядов, Белый судорожно метался от одной философской доктрины к другой.

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Андрей Белый скончался в Москве 8 января 1934. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. В январе 1905 года, приехав в Петербург, Андрей Белый стал очевидцем первых революционных событий. И в этом его великая заслуга. Андрей Белый (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) родился в Москве в семье профессора, известного математика.

Читайте также:

Еще: