imagesspravedlivost-proishodjaschaja-ot-prirody-est-dogovor-o-poleznom-thumb.jpg

25 Фрагменты стоиков в русском переводе см.: Антология мировой философии, т. 7, ч. 1, с. 475—525.

Справедливость, происходящая от природы, – отмечал Эпикур, – есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Жизнь в “Саду” была скромной и неприхотливой. Однако между учениями Эпикура и Демокрита о бытии есть одно фундаментальное отличие, на которое впервые указал К. Маркс в своей диссертации.

Первым, кто уяснил это и организовал смешанное правление, был, по мнению Полибия, лакедемонский законодатель Ликург. Эллинизм. — Со времени Дройзена этим термином в современной науке … единство и определяется термином Эллинизм. В учении Эпикура (Epicurus) свое второе рождение получил атомизм Левкиппа и Демокрита, дополненный, однако эллинистическим материалистом рядом своих оригинальных мыслей.

25 Фрагменты стоиков в русском переводе см.: Антология мировой философии, т. 7, ч. 1, с. 475—525.

В 1888 г. была опубликована найденная в ватиканской рукописи подборка изречений Эпикура, отличающаяся от той, что содержится в его “Главных мыслях”. Эпикур родился в 341/340 г. до н.э. на острове Самосе – родине и Пифагора, и Мелисса, и астронома Аристарха. Эпикур происходил от незнатных и небогатых родителей. Вернуться на родину Эпикур уже не смог: в наказание за восстание против Македонии афиняне были, в частности, изгнаны с Самоса, а их тамошняя колония ликвидирована.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР это:

Колофоне в Малой Азии. В этот город, бывший некогда родиной Ксенофана, и отправился из Афин прошедший докимасию двадцатилетний Эпикур. Будучи энергичной и творческой личностью, Эпикур привлек к себе многих мыслящих людей и образовал свою школу сначала на острове Лесбос в Митилене, а затем в Лампсаке (в малоазийской Греции). Однако в отличие от иногороднего основателя другой философской школы в Афинах – Хенона-стоика афинянин Эпикур был патриотом.

Некоторых своих рабов Эпикур отпустил на волю, и они стали полноправными членами “Сада”. Особое место среди добродетелей Эпикур отводит справедливости и мудрости. И, подобно Демокриту, Эпикур полагает, что не может быть счастливым тот, кто исполнен ложных страхов перед неведомым — страха перед богами и боязни смерти.

Эпикуровы же боги бездеятельны, ибо блажены, а блаженство якобы и заключается в безделье. Говоря о страхе смерти, Эпикур утверждает, что его источником являются ложные представления о бессмертии души, а вместе с ними и о вечности страдания. Когда распадается тело, распадается и душа, подобно тому, как все в природе возникает от сцепления атомов и исчезает с их распадением.

5 Там же, с. 211—212.6 Там же, с. 212.

Гегесий, современник Эпикура и последователь Аристиппа, учение о сиюминутном удовольствии довел до естественного завершения, обратив гедонизм в пессимизм. Обращаясь к Гегесию и его последователям, Эпикур восклицает: “Что за безумие бросаться в объятия смерти из отвращения к жизни, когда именно ваш род жизни и заставляет завидовать смерти… Винить в них судьбу и ее обстоятельства — признак ограниченности, невежества. Эпикур не только устраняет божественное вмешательство в дела людей, последовательно продолжая мысли Демокрита, но и преодолевает фатализм необходимости в его учении.

Человек обладает свободой выбора, и это не только не противоречит учению о материальности мира, его закономерностям, но, напротив, есть одно из проявлений этих закономерностей. Человек естественно, но природе своей стремится к удовольствиям и старается избежать страдания. Мы говорим, что удовольствие есть начало и цель счастливой жизни… Чувственные наслаждения в этой схеме естественно займут первое место, а те из них, которые более доступны и наиболее сильны, и есть самые желанные, ибо счастье – сумма сиюминутных удовольствий.

Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» в других словарях:

Более того, выбор должен диктоваться не только настоящим и будущим, но и прошлым, т.е. накопленным опытом. Различие отношения к будущему у Аристиппа и Эпикура приводит мыслителей к различному мироощущению. Это – позиция гибнущих сословий и классов, в которой нет ни грамма оптимизма и, тем более, – демократизма. Ему известно, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения, источником которого могут быть только духовные блага — дружба и знание.

В отличие от скептика эпикуреец имеет прочные и продуманные убеждения. Он свободен и способен на самостоятельные, самопроизвольные поступки, будучи подобен в этом отношении атомам с их самопроизвольностью.

В третьем случае бог был бы и не всемогущим и не благим. Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Известно также, что Эпикур изучал все еще существовавшие в те годы сочинения Демокрита и учился у демокритовца Нафсиана Теосского – автора “Треножника”. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения! Эпикур, как и все остальные состоятельные эллины, был рабовладельцем, но относился к своим рабам кротко, некоторые его рабы даже учавствовали в философских занятиях.

Читайте также:

Еще: