imagesgegel-rassmatrival-vsemirnuju-istoriju-kak-zakonomernyj-protsess-razvitija-thumb.jpg

2.13.6. Г.В.Ф. Гегель

Установив эти периоды в развитии человечества, Гегель, однако, мало интересуется историческими событиями. Безусловно, это был шаг вперед в историческом развитии, но единения между государством и индивидом еще не произошло. Завершающим и последним этапом философии истории, по Гегелю, выступает германское царство. Вместе с тем буржуазным историкам глубоко чуждо стремление Гегеля обнаружить в истории внутреннюю закономерность.

Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания. Для Гегеля истина не есть раз навсегда данный, абсолютно правильный ответ, а заключается в историческом развитии человеческого познания, в движении от неполного знания к более полному.

Огромное воздействие на формирование исторических взглядов Гегеля оказал промышленный переворот в Англии. Это помогло Гегелю прийти в «Феноменологии духа» к попытке осмыслить развитие человеческого общества как результат совокупной деятельности его членов.

2.13.6. Г.В.Ф. Гегель

Всемирную историю Гегель начинает с возникновения государства. Каждый преследует свои личные цели, но в результате возникает нечто такое, чего не было в его намерениях, хотя и содержалось в действиях. Глубокое проникновение в диалектический характер исторических закономерностей иногда приводит Гегеля к почти материалистич. В целом Гегель последовательно развивает идеалистическую концепцию исторического процесса.

Кохановский В., Яковлев В. История философии

Историко-философская концепция Гегеля оригинальна и содержательна. В отличие от многих своих предшественников, Гегель рассматривает движение философской мысли не как случайную смену одних мнений другими, а как закономерный процесс. В конце 19 века возрождается интерес к Гегелю в буржуазной философии. Сначала в Англии, затем в Германии, а после 2-й мировой войны и во Франции возникают неогегельянские течения, истолковывающие учение Гегеля в духе иррационализма.

А.Н. Ерыгин. История — диалектика и исторические знания в России XIX века

Это прежде всего немецкий философ Гегель (1770–1831) и основоположники марксизма – К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). Именно эта цель, главным образом, реализуется и воплощается в истории и именно она лежит в основе всех, происходящих в мире людей, изменений.

Поскольку индивидуальные качества личности не получают должного развития и человек не в состоянии пока выделиться из общества, то у общества еще незначительные возможности для дальнейшего развития. Человек в таком обществе, согласно Гегелю, потенциально обладает только внутренней свободой, но которая не имеет выхода на его жизнь и деятельность в обществе. Греческий мир имеет своей основой нравственную действительность, проявляющуюся в единстве общества и индивидуальности.

Внешние обстоятельства – это наличие в обществе рабов, благодаря, собственно, которым и возможна демократия. Естественно, что свободой в обществе пользуются не все, а только избранные – гении и счастливые. В своих действиях и поступках индивид не свободен. Первый начинается с проникновения германцев в пределы Римской империи и образования германских народов.

Не все народы идут в счет в мировой истории. Выполнив свою миссию, он уходит с исторической сцены, по-видимому, навсегда, и уже другие народы творят новую историю человечества. Зачатки если не эстафетно-стадиального, то эстафетного подхода к истории присутствовали уже в знакомой нам концепции четырех монархий. В ходе развития человечества происходили подъем и гибель государств, расцвет и упадок искусств.

Но у разных народов и в разных частях света это происходило не одновременно. В области астрономии и космографии превзойдены все достижения древних. Самые древние государства мира сложились у подножья великих гор Азии. Историю Востока И. Гердер начинает с Китая, который в то время считался первым очагом цивилизации. Огромный вклад в разработку глобально-стадиального понимания истории внес великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831).

Родился в Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 годы прослушал 2-летний философский и 3-летний теологический курсы в Тюбингенском университете.

Умер в Берлине от холеры. В резком противоречии с этим глубоким пониманием исторического характера человеческих знаний находится попытка Гегеля рассматривать свою философскую систему в качестве выражения абсолютной истины.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Первый этап — логический: развитие происходит в сфере чистой мысли, абсолютная идея накапливает свое богатство, развиваясь от простейших понятий до наиболее сложных. Природа не знает развития во времени, но лишь изменения в пространстве.

Вскоре, однако, Гегель понял, что Древняя Греция с ее институтом рабства была далека от идеала справедливости. Столь же необходим и прогрессивен распад феодальных отношений. Молодой Гегель внимательно изучал произведения А. Смита и других представителей английской политэкономии.

Маркс имел в виду неспособность Гегеля найти путь к диалектическрму отрицанию капитализма. Отрицание как упразднение предметом самого себя Гегель не мог распространить на современные ему экономические и политические отношения. Гегель остро переживал поражение Наполеона; однако он быстро убедился, что военная победа монархической коалиции не может повернуть историю вспять.

Диалектика в гегелевской теории всемирной истории

Гегель высмеивает и критикует теорию Шеллинга и Шлегеля о существовании некоего пранарода, якобы обладавшего высокоразвитой культурой, впоследствии утраченной. История развивается закономерно. Это несовпадение личных целей и общественных результатов деятельности людей Гегель называл «хитростью разума». Учение об исторической необходимости не приводило Гегеля к фаталистическим выводам, он стремился подчеркнуть значение активности человека.

Всемирная история не есть арена счастья. В. И. Ленин, напр., высоко оценивал гегелевскую характеристику орудий труда. Материалистические нотки звучат и в некоторых гегелевских мыслях о государстве. Последнее возникает, по Гегелю, тогда, когда имеется различие сословий и имуществ. В росте имущественных противоречий Гегель справедливо усматривает причину греческой колонизации. Анализируя французскую революцию, Гегель тонко подмечает, что свержение старого порядка было вызвано системой феодальных отношений, стеснявших свободу собственности.

Законы развития общества носят объективный характер и проявляются в деятельности человечества. Плодотворной была также мысль Гегеля о связи философской системы с историческими условиями; философия — это эпоха, выраженная в мыслях.

Читайте также:

Еще: